saas в России

Без рубрики  Нет комментариев

Энтузиасты SaaS говорят, что SaaS “лучше” (для заказчика), чем не-SaaS. Скептики говорят – “хуже”. Я же все больше убеждаюсь, что это вообще не главное.

(Я сам до недавнего времени причислял себя к энтузиастам. В прошлом посте – о том, как эта самоидентификация поменялась).

Да, у SaaS есть вполне конкретные преимущества (о них я писал два года назад, здесь). Есть не менее конкретные недостатки (о них я, понятное дело, не писал). Но эти преимущества и недостатки рассматриваются заказчиком в процессе продаж далеко не сразу.

Вот как это выглядит на нашем примере. Последние две недели я ходил по встречам с travel-менеджерами средних и больших компаний, это наша целевая аудитория. Вопросы, которые мы обсуждали:

Какие проблемы travel-менеджеров этот продукт сможет решить?
Как устроен продукт, как он работает?
Где этот продукт внедрен? (увы…)
Сможем ли мы учесть уникальные потребности конкретно этой организации?
Сколько он стОит?
Travel-менеджеры – люди вполне грамотные в плане технологий, и все же – вопрос “а вы на наш сервер продукт поставите или на свой?” либо не задавался, либо задавался в конце. И в большинстве случаев реакцией на гордое “у нас SaaS” было абсолютно индифферентное “ага, понятно”. Только одна из travel-директоров вздохнула: “ну вот, придется с вами еще носиться по безопасникам и ИТшникам, все согласовывать…”.

Таким образом, другие характеристики продукта и производящей его компании для заказчика намного важнее, чем вопрос про SaaS.
Отсюда в качестве вывода – несколько наездов
Действа типа конференции CloudConf (и прочих активностей Softline в области SaaS) мне абсолютно непонятны. Идея заключается в том, чтобы донести до заказчиков тезис ”SaaS – это круто!!!”. Но заказчики вообще смотрят на “SaaSовость” в последнюю очередь!
Аналитик из одной уважаемой исследовательской фирмы долго задавал мне вопросы о рынке SaaS в России – а потом рассказал, что они делают исследование по заказу крупной ИТ-компании, которая хочет оценить перспективы SaaS на российском рынке. Боюсь, крупная ИТ-компания тратит свой бюджет впустую. (Можно было бы провести, скажем, исследование на тему “каков объём рынка приложений, у которых фон экрана розовый”. Тоже получилась бы какая-то цифра – но она ничего не говорит о перспективах продажи новых приложений с розовыми экранами!)
Недавно разговаривал с человеком, размышлявшим на тему “не создать ли мне SaaS-приложение в области Х”? Я спросил, что он думает про рынок. Он ответил: “ну там есть конкуренция, но ведь ни одного SaaS-приложения в области Х еще нет!”. Боюсь, его взгляд на рынок резко поменяется при реальных попытках что-то продать.
При всем сказанном – я не сомневаюсь, что преимущества у SaaS есть. При прочих равных.Энтузиасты SaaS говорят, что SaaS “лучше” (для заказчика), чем не-SaaS. Скептики говорят – “хуже”. Я же все больше убеждаюсь, что это вообще не главное.

(Я сам до недавнего времени причислял себя к энтузиастам. В прошлом посте – о том, как эта самоидентификация поменялась).

Да, у SaaS есть вполне конкретные преимущества (о них я писал два года назад, здесь). Есть не менее конкретные недостатки (о них я, понятное дело, не писал). Но эти преимущества и недостатки рассматриваются заказчиком в процессе продаж далеко не сразу.

Вот как это выглядит на нашем примере. Последние две недели я ходил по встречам с travel-менеджерами средних и больших компаний, это наша целевая аудитория. Вопросы, которые мы обсуждали:

Какие проблемы travel-менеджеров этот продукт сможет решить?
Как устроен продукт, как он работает?
Где этот продукт внедрен? (увы…)
Сможем ли мы учесть уникальные потребности конкретно этой организации?
Сколько он стОит?
Travel-менеджеры – люди вполне грамотные в плане технологий, и все же – вопрос “а вы на наш сервер продукт поставите или на свой?” либо не задавался, либо задавался в конце. И в большинстве случаев реакцией на гордое “у нас SaaS” было абсолютно индифферентное “ага, понятно”. Только одна из travel-директоров вздохнула: “ну вот, придется с вами еще носиться по безопасникам и ИТшникам, все согласовывать…”.

Таким образом, другие характеристики продукта и производящей его компании для заказчика намного важнее, чем вопрос про SaaS.
Отсюда в качестве вывода – несколько наездов
Действа типа конференции CloudConf (и прочих активностей Softline в области SaaS) мне абсолютно непонятны. Идея заключается в том, чтобы донести до заказчиков тезис ”SaaS – это круто!!!”. Но заказчики вообще смотрят на “SaaSовость” в последнюю очередь!
Аналитик из одной уважаемой исследовательской фирмы долго задавал мне вопросы о рынке saas в России – а потом рассказал, что они делают исследование по заказу крупной ИТ-компании, которая хочет оценить перспективы SaaS на российском рынке. Боюсь, крупная ИТ-компания тратит свой бюджет впустую. (Можно было бы провести, скажем, исследование на тему “каков объём рынка приложений, у которых фон экрана розовый”. Тоже получилась бы какая-то цифра – но она ничего не говорит о перспективах продажи новых приложений с розовыми экранами!)
Недавно разговаривал с человеком, размышлявшим на тему “не создать ли мне SaaS-приложение в области Х”? Я спросил, что он думает про рынок. Он ответил: “ну там есть конкуренция, но ведь ни одного SaaS-приложения в области Х еще нет!”. Боюсь, его взгляд на рынок резко поменяется при реальных попытках что-то продать.
При всем сказанном – я не сомневаюсь, что преимущества у SaaS есть. При прочих равных.